Что такое вариатор cvt? Устройство вариаторной коробки передач

0
153
  • Что такое вариаторная коробка передач
  • Техническая составляющая вариатора
  • Преимущества автомобиля с вариаторной коробкой передач
  • Минусы вариаторной коробки передач
  • Ресурс вариатора и что может ломаться

Современному автолюбителю, который хорошо разбирается в нынешнем поколении автопрома, хорошо известны основные типы трансмиссии: классическая «механика», автоматическая и с недавнего времени роботизированная коробка передач. Читая материалы, посвященные выходу новых авто мы чаще всего, сталкиваемся именно с этим трио, не подозревая что вариантов доступного выбора гораздо больше. Для примера возьмем автоматическую трансмиссию. Кроме стандартного АКПП на несколько диапазонов, в этом сегменте существует вариатор cvt. Но почему о нём известно не так много? Попытаемся разобраться с подобной технологией, попутно разобрав её плюсы и минусы.

Что такое вариаторная коробка передач

Довольно часто можно услышать предположение, что это новый вид трансмиссии, которую сейчас активно применяют на новых моделях машин. Что такое вариатор на самом деле знают немногие.

Вариатор CVT (Continuously Variable Transmission «CVT») – это передающее устройство между мотором и колесами, разработанное и примененное еще в 1886 году (первый прототип был и вовсе описан известным инженером, и конструктором Леонардо Да Винчи). В таком типе трансмиссии, в отличие от ступенчатой системы АКПП, нет привычной коробки передач. Принцип работы вариаторной коробки напоминает работу стандартного ворота, а основная особенность её состоит в возможности плавной перемены передач вращения, ведущего и ведомого валов.

Однако утверждать, что варитор cvt это простой механизм из-за отсутствия ступеней и диапазонов – заведомо ошибочно. В сравнении с автоматической трансмиссией стандартного образца, вариаторная обладает непростым сочетанием из воротов и ремней, которые со стороны кажутся «первобытным» механизмом. А современные наработки в этой сфере, ко всему прочему оснащены неисчислимым количеством микросхем и сенсоров, значительно усложняя конструкцию устройства.

Металлический ремень имеет V-образную (трапециевидную) форму. Также может быть выполнен из резины.

Техническая составляющая вариатора

Чтобы лучше понять устройство вариаторной коробки передач, необходимо четко ознакомится с 3 самыми основными частями, использующимися в конструкции вариатора. В абсолютном большинстве таких типов устройств встречаются:

  • движущий (входящий) ворот;
  • движимый ворот (выходящий);
  • металлические или резиновые ремни скрепления.

Чтобы понять, что значит вариаторная коробка передач, достаточно будет разобрать несложный механизм работы подобного устройства. Оба ворота имеют изменяемый диаметр действия. Расположены шкивы друг напротив друга, и скреплены V-образным ремнем. Конусы вариатора, в отличие от обычного «автомата», имеют сдвигаемые части. Если входящий ворот раздвигается, ремень совершает движение по пути малого диаметра, опираясь гранями по его поверхности. На практике это соответствует 5-6 передаче. А вот если ситуация противоположная, и ворот сдвинут, то в действие первая передача.

Вся хитрость в использовании подобного устройства состоит в том, чтобы удачно и плавным образом совершать переключение передаточного числа. При достаточной плавности действия различия между привычными ступенями не будут заметны. Кроме того, передача крутящего момента по пути двигатель-трансмиссия-шасси происходит не с помощью давления масла, а с помощью кинетической силы механизмов.

Схема, детально описывающая принцип работы такого устройства, как вариатор cvt.

Преимущества автомобиля с вариаторной коробкой передач

Активное изучение такой технологии началось еще в XIX веке. С тех пор, устройство вариаторной коробки передач постоянно улучшалось, а сам метод управления транспортного средства с помощью него постепенно выходил на новый уровень. Однако, потенциальную выгоду увидели в нём недавно, когда начали оснащать современные модели подобным типом трансмиссии. На сегодняшний день, наиболее крупные автомобильные производители в лице GM, Audi, Nissan, Toyota и многих других, оснащают свои флагманы именно таким типом трансмиссии.

Использования вариторной коробки передач подразумевает выгоду сразу в нескольких направлениях, как в целях личной экономии водителя, так и в сохранении ресурса всего автомобиля. Наиболее основными из них есть:

  • автомобиль гораздо быстрее разгоняется (в сравнении со стандартными АКПП);
  • высокие показатели КПД (на 5-10% выше чем у АКПП);
  • простота в управлении автомобилем (в сравнении с системой, использующейся в МКПП);
  • уменьшенные показатели расхода топлива (в сравнении с МКПП и стандартной АКПП);
  • ровная и плавная езда, благодаря незаметному переключению скоростей (без рывков и провалов между переключениями диапазонов скорости).

Многие производители сами выпускают специальное масло, строго необходимое для обслуживания вариаторной коробки передач.

Минусы вариаторной коробки передач

Однако питать ложные надежды в «совершенности» такого приспособления также не нужно. Среди всего прочего, минусы вариаторной коробки передач существенны, особенно для потенциального рядового автолюбителя. Наиболее основными являются:

  • сложный ремонт. Несмотря на такой несложный механизм, нарушить работу воротов легко, если не имеешь достаточного опыта в обращении с вариатором. Официальных сервисных центров, занимающихся ремонтом такого типа трансмиссии днём с огнём не сыщешь (хотя тенденция в последнее время склонна к изменениям), не говоря уже о городах с населением меньше миллиона;
  • низкий ресурс ремня (о котором мы поговорим чуть позже), требует периодичной его замены. Приемлемые варианты для замены найти не так-то просто, не говоря уже о потенциальной стоимости такого ремня;
  • микрочипы и датчики на устройстве при ремонте могут влететь в круглую сумму. Их заменой займутся далеко не все мастерские в городе;
  • использование определенного дорогостоящего масла в обслуживании коробки. Хорошие варианты приходиться долго искать, так как разный производитель требует индивидуальный тип масляной жидкости.

Ресурс вариатора и что может ломаться

Это отдельный пункт, который требует особого разбора. Дело в том, что даже отличающийся по конструкции и принципу действия вариатор сvt всё же, как и его «автоматический» собрат, нуждается в периодическом обслуживании и замене расходуемых жидкостей.

Но в отличие от того же «автомата», использование ремневого трапециевидного захвата двоих воротов подразумевает его сервисную замену. Если исправно проверять свою коробку, проводить диагностическую замену масла, ресурс вариатора, а если быть точнее, то ремня составит порядком 120-160 тысяч километров. Дальнейшая эксплуатация ремня по истечению ресурса его действия чревата разрывом последнего, что в свою очередь может привести к аварийным и катастрофическим последствиям.