Автомобильные системы звуковоспроизведения

0
97

Условия приема

Ухудшение качества FM-приема обычно связано с помехами трассы, когда путь сигнала прерывается горой или зданием или прием задерживается при отражении радиоволн этими препятствиями. К другим источникам помех относятся: перекрестные искажения от смежных высокомощных передатчиков, помехи на одной частоте, происходящие в результате модуляционных составляющих двух других, более мощных передатчиков. И, кстати, у автомобилей фольксваген официальный дилер такой проблемы не наблюдается: так что хорошо подумайте о собственном выборе!

Технические термины

AR1 (радиоинформация для водителя):

Эта система информации о дорожном движении является разработкой объединенного проекта развития фирмы Blaupunkt, ADAC (ассоциации водителей автомобилей Германии) и сети радиосвязи Германии ARD. Система активно используется в Германии, Швейцарии, Австрии и Люксембурге.

Те FM-радиовещательные компании, которые принимают участие в распространении информации о дорожном движении, постоянно передают специальный идентификационный сигнал (SK), который распознается всеми радиоприемниками, оснащенными системой ARI. Как только приводится в действие кнопка AR1, устройство опроса каналов задерживается только на станциях информации о дорожном движении.

Станции также передают дополнительный региональный идентификационный (ВК) код территории, для которой передается информация о дорожном движении. Кодовый символ (от А до F) появляется на экране дисплея радиоприемника.

Опознавание с помощью разнесения антенн: система приемника для автомобилей, оснащенная несколькими — обычно двумя — антеннами (например, оконными). Ее основной функцией является уменьшение влияния искажений, возникающих в результате многолучевого распространения, наводимого отраженными радиоволнами. Многолучевая интерференция характеризуется существенными местными изменениями уровня сигнала (в пределах диапазона 50-100 см), в этом случае одна из антенн может настраиваться на уверенный прием при условии, что имеется достаточное расстояние между ними.

  1. a) Стандартный сканер (однотюнерное разнесение): как только качество приема антенны “А» уменьшается ниже конкретного уровня, устройство реагирует посредством предварительного переключения на антенну «В». Если «В” обеспечивает более плохой прием, тогда устройство возвращается к «А».
  2. B) Избирательный процесс /многотюнер- ное разнесение): каждая антенна питает собственный тюнер. Система может определять качество приема соответствующей антенны для использования этой информации в целях выбора антенны, обеспечивающей наилучший сигнал.

ADA (автонаправленная антенна)

В этой многоантенной системе приема, разработанной фирмой Blaupunkt, используется отдельный тюнер с каждой антенной по схеме, подобной избирательному процессу. Отличие ADA состоит в отсутствии чередования между антеннами. Вместо этого системой обрабатываются все (до четырех) сигналы антенны с модификацией амплитуд и длительностей фаз для последующего суммирования. Специальный алгоритм управления автоматически обрабатывает амплитуду и фазу в целях обеспечения минимальной интерференции на суммарном сигнале. С помощью этой системы можно избирательно деактивировать прием для отдельных направлений с электронным моделированием характеристики направленной антенны.

Система ADA предназначена для применения с несколькими оконными антеннами и простыми проволочными антеннами с фольговым покрытием, располагаемыми в бампере автомобиля. ASU: автоматическое подавление радиопомех для приемников легковых автомобилей. Используется для подавления шума от системы зажигания в полосе частот FM-радиовещания.

Выходная мощность: усиленный выходной сигнал, который радиоприемник легкового автомобиля или дополнительный усилитель передает к динамикам. В соответствии с DIN 45 324 различаются выходная максимальная непрерывная мощность и выходной сигнал музыкального источника (краткие максимумы); оба показателя измеряются в ваттах. Соотношение между “громкостью’’ и «выходом” является экспоненциальным, Важным показателем является к. п. д. динамика (громкость в дБ/1 Вт/1 м). Хотя выходная мощность является ограниченной величиной, однако установка систем ультравысокой выходной мощности может быть оправдана для уменьшения низкочастотного искажения.

CD (компакт-диск): характеризуется хранением сигналов в цифровом виде и временем воспроизведения, продолжающимся более 60 мин. Новое 16-битовое амплитудное значение обрабатывается со скоростью 44 100 раз в секунду, обеспечивая аналого-цифровой преобразователь данными, требуемыми для восстановления первоначального звукового сигнала.

Цифровой приемник: фирмой Blaupunkt разработан радиоприемник, осуществляющий цифровую обработку радиосигнала. В результате можно получить существенное улучшение характеристик приема и качества звучания. Для оптимизации работы цифрового приемника служит цифро-переменный фильтр Sharx, благодаря которому можно отчетливо различать сигналы радиостанций, находящихся на очень близком расстоянии друг от друга.

DPE (цифровое параметрическое выравнивание): двухкаскадный эквалайзер со свободно регулируемыми рабочими частотами и уровнями фильтрации, с помощью которых эффективно подавляются нежелательные резонансы и спрямляются набеги амплитудно частотных характеристик громкоговорителей. Звук становится значительно более однородным и согласованным.

DSA (адаптация цифрового сигнала)

включает цифровой 4-канапьный 9-ди- апазонный эквалайзер (с самокалибровкой или ручной настойкой) и компонент DNC (динамическое шумоперекрытие). С помощью DNC внешним микрофоном постоянно анализируется шум во время движения автомобиля и, с учетом шума, настраиваются громкость и качество звучания в соответствии с выбранной частотой радиоприема. Устройство имеет три каскада регулирования.

RDS (система радиоданных): дискретизированная система передачи данных для FM-радиовещания в виде “телеграммы данных” RDS в единообразном стандартизированном формате по всей Европе. Данные, обрабатываемые радиоприемниками, оснащенными декодерами RDS, включают позывные символы или идентификаторы станции, посылающей сигналы (например “BAYERN 3» или “ВВС Г), которые появляются на автомобильном индикаторе радиоприемника (код PS).

Каждая станция также имеет идентификационный номер (код PI) для резервной проверки. Код PI остается постоянным, когда системой выбирается подходящая частота, другими словами, системой регистрируется недопустимое изменение станции.

Обрабатываются коды информации о дорожном движении и передаваемых сообщениях (коды ТР и ТА). Поскольку большинство стран Европы все еще не имеют системы информации о дорожном движении ARt, то внедрение RDS было бы логичным шагом. Существующая система ARI будет использоваться некоторое время в вышеназванных странах параллельно с RDS. Во всех северных, южных и западных европейских странах могут приниматься станции с характеристиками RDS, перечисленными выше — обычно это национальные сети радиосвязи, иногда включающие некоторые частные средства радиовещания.

Формат RDS позволяет вести дальнейшие разработки вариантов, которые будут доступны для будущих условий применения:

Код PTY (тип программы): включает классификацию до 16 типов различных программ, соответствующих их содержанию (новости, классическая музыка и т. п).

«PTY 31я: контрольный сигнал для включения сообщений гражданской обороны для всего населения (подобный коду ТА). Функция “PTY ЗГ не может быть деактивирована.

Код EON (усиление других сетей): с помощью этого кода обеспечивается информация о возможности получения приемником объявления о дорожном движении, передаваемого по параллельной программе. На эту параллельную радиопередачу можно переключиться для получения сообщения.

Код ТМС (канал сообщений о дорожном движении): предназначен для передачи стандартизированных битов информации, например, данных о транспортных заторах. Информационные биты могут воспроизводиться на любом языке, в любое время посредством синтезатора речи.

Код MS (музыка — речь): позволяет выполнять автоматическую регулировку громкости и тона для оптимального воспроизведения речи или музыки.

Код СТ (часы, дата): позволяет воспроизводить время суток и дату.

Код DI (информация декодера): предоставляет контрольную информацию для приемного устройства, например, передается ли текущая радиопередача в режиме стерео.

Код PIN (номер элемента программирования): соответствует функции VPS, ис

пользуемой для видеозаписей телевизионных передач.

Код РТ (радиотекст): выполняется передача текста для приемников со специально подобранными дисплеями, например, отображение названия музыки, которая недавно прослушивалась.

Код РР (радиопозывные поиска): обслуживание по типу передачи поискового вызова и сообщений, передаваемых по радио для отдельных абонентов (пользователей автомобилей),

Код ТЭС (канал передачи видеоданных): предназначен для показа текста на видеоэкранах, также подходит для графических дисплеев и передач программ.

Код N№^3 (национальная система пред упреждения): используется национальной гражданской обороной и службой контроля за стихийными бедствиями в качестве внутренней системы связи.

Вспомогательное оборудование

Усилитель, выходной каскад: отдельный дополнительный усилитель (повышение выходной мощности). Устройство замены СО (Сб-чейнджер): оборудовано дисковым магазином, способным содержать до 10 дисков. СОдиски и отдельные звуковые дорожки выбираются радиоприемником, оснащенным этой функцией, или отдельным устройством управления.

Эквалайзер: используется для улучшения звучания низких и высоких частот посредством постепенного усиления или подавления отдельных диапазонов частот. В настоящее время эквалайзер обычно присутствует в виде цифровой микросхемы в автомобильных радиоприемниках высокого класса -» ЭРЕ (цифровое параметрическое выравнивание), ОЭА (адаптация цифрового сигнала).

Автомобильные динамики

Акустические характеристики салона автомобиля, расположение динамиков и они сами оказывают влияние на качество музыкального воспроизведения. Чем

Автомобильные системы звуковоспроизведения

больше динамики, тем лучше воспроизводятся низкие частоты (например, система из четырех динамиков диаметром 160 мм). Отдельные низкочастотные динамики становятся популярны среди дорогих акустических систем; они могут быть установлены ниже задней полки или на панели между пассажирским салоном и багажником. Для оптимального воспроизведения звука системы низкочастотных динамиков обычно требуют мощных усилителей.

Антенны Ч

Эффективность автомобильных антенн прямо пропорциональна расстоянию до корпуса автомобиля. Достаточно хороший прием обеспечивается телескопической стержневой антенной, которая может выдвигаться специальным двигателем. В качестве альтернативы используются выполненные за одно целое с окном или монтируемые на ветровом стекле антенны, прикрепляемые к внутренней поверхности стекла. Хотя такая антенна является более чувствительной к направлению движения, что ставит ее в слегка невыгодное положение по отношению к комплектам антенн стержневого типа, однако ее преимуществами являются отсутствие технического обслуживания и износа. В противоположность стержневой антенне, оконная не вызывает аэродинамического сопротивления и не требует дополнительного пространства для установки. Третьей альтернативой является короткая, гибкая штыревая антенна, которая в техническом отношении является компромиссом между двумя другими конструкциями.